Можно ли просить Всевышнего Аллагьа посредством пророков, мир им, других людей, благих деяний и другого?

В последнее время часто приходится отвечать на один и тот же вопрос: «Можно ли просить Всевышнего Аллагьа посредством пророков, мир им, других людей, благих деяний и другого?» Возможно их задают по другому, но смысл примерно сводится к вышесказанному. Сейчас появились такие люди, которые не умея даже читать по арабски, стремятся показать свою грамотность в вопросах религии. Они стараются завоевать авторитет среди простых мусульман и сеют смуту и раздор среди нашей уммы.

Конечно вопрос посредничества, а по научному тавассуля, должны изучать исламские ученые, а обычные люди должны следовать за теми праведными алимами-учеными, которые досконально изучили этот вопрос. И уж точно не стараться делать умозаключения, основываясь на том, что «им так кажется» или на книжках переведённых на их родной язык неизвестно кем и неизвестно когда.

Но раз враги нашей религии хотят посеять смуту и избрали способом этот вопрос, то мы приведём ясные доводы, которых умным будет достаточно, а другие итак не поймут.

"Если вам будет нужна помощь, то позовите: "О рабы Аллагьа, помогите мне!"  достоверный хадис.

«Если вам будет нужна помощь, то позовите: «О рабы Аллагьа, помогите мне!» достоверный хадис.

Начинаем с именем Всевышнего милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим — на том!

Для начала хочу привести некоторые примеры посредничества

Между Всевышним  и Его  рабом почти всегда бывает посредник. Так установил Сам Всевышний Аллâћ. Этому есть множество доказательств.

  Посредничество ангела Джабраила, мир ему  между пророками и Аллâћом .

Всевышний Аллâћ мог вселить Свое откровение в сердца пророков без посредника, но Он сделал ангела Джабраила, мир ему посредником между Собой и пророками. Это воля Аллâћа , и имеющий в сердце веру мусульманин не посмеет с этим спорить. Как известно, ангел Джабраил  обучил Пророка, да благословит его Аллагь и приветствует, даже намазу, после того как Пророк, да благословит его Аллагь и приветствует, вернулся с небес. Все мы знаем, что Всевышний вознес Пророка, да благословит его Аллагь и приветствует, на небеса. Аллâћ и Сам мог научить его , да благословит его Аллагь и приветствует, там, на небесах. Но все же мудростью Всевышнего к Пророку, да благословит его Аллагь и приветствует, был отправлен ангел Джабраил,мир ему, чтобы обучить его. Как видите, посредничество заложено в основах религии.

 Посредничество пророков, сподвижников и ученых, которые довели до нас религию Ислам.

Хотя Аллâћ  мог Сам распространить Свою религию среди рабов, все же для этого Он  сотворил посредников. Нас обучают наши родители, учителя. Они наши посредники в приобретении знаний, что должно спасти нас от огня Ада. Итак, нас обучают родители, учителя, которых, в свою очередь, обучали их родители и учителя, и так до Пророка, да благословит его Аллагь и приветствует, которого обучил ангел Джабраил, мир ему, по повелению Аллâћа. Весь этот процесс происходит по воле Аллâћа. Но не исключается, что Аллâћ может научить Своих рабов чему-либо непосредственно, без посредника, как Сам Всевышний  обучил Хидри, мир ему, в описанной в Коране истории. Таким образом, обучает нас только Аллâћ , через посредника или без него.

 Посредничество дорогих мест, периодов времени и неодушевленных предметов.

Все мусульмане, совершая намаз, обязаны обращаться лицом к Каабе. Мы также обязаны, при наличии возможности, хотя бы один раз в жизни совершить паломничество – хадж. Исполняя обряды хаджа, мы совершаем семь кругов вокруг Каабы. Также нам желательно по возможности поцеловать аль-Ħаджар аль-асвад [Чёрный камень], совершить двухракаатный намаз за Маķаму-Ибраҳим.

Все вышеперечисленные объекты (Кааба, аль-Хаджар аль-асвад, Маķаму-Ибраҳим) – это неодушевленные создания Аллâћа, и все они являются средством получения нами вознаграждения и довольства Аллâћа, и это только из-за того, что Аллâћ их возвеличил. Но никто из мусульман не считает их (Каабу, аль-Хаджар аль-асвад, Маķаму-Ибраҳим) божеством, а кто так считает, однозначно впадает в неверие. Какое деяние может быть внешне более похожим на идолопоклонство, чем целование Черного камня? Неверные Мекки целовали своих каменных идолов. Но все же мы не называем поцеловавшего Черный камень идолопоклонником. Это подтверждает и случай с ‘Умаром бин Хаттабом .

‘Умар бин Хаттаб, да будет доволен им Аллагь, подошел к Черному камню, поцеловал его и сказал (вспомнив, как они поклонялись каменным идолам): «Я знаю, что, поистине, ты камень, не способный навредить или принести пользу, и если бы я не видел, как Пророк, да благословит его Аллагь и приветствует, тебя целует, то не поцеловал бы тебя».

Посредством нашего Пророка, да благословит его Аллагь и приветствует, просили даже до его по- явления на свет. Свидетельством тому является следующий хадис Пророка, да благословит его Аллагь и приветствует:

‘Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллагь, передал сказанное Пророком, да благословит его Аллагь и приветствует:

«Когда Āдам совершил проступок, он сказал: “О Аллâћ, я Тебя прошу посредством (ради достоинства) Мухâммада, чтобы Ты простил меня!» Тогда Всевышний сказал: “О Āдам, как ты узнал о Мухâммаде, когда Я еще его не сотворил?” Āдам ответил: “О Всевышний, когда Ты меня создал Своим могуществом и вселил в меня душу, я поднял голову и увидел, что на столбах ‘Арша написано: «Нет божества, кроме Аллâћа, и Мухâммад посланник Его».

Тогда я узнал [о Мухâммаде, да благословит его Аллагь и приветствует, и понял], что Ты не напишешь рядом со Своим именем ничье иное, кроме имени Твоего самого любимого из созданий». Потом Аллâћ сказал: «Ты сказал правду, о Āдам. Воистину, он (Мухâммад, да благословит его Аллагь и приветствует) самый любимый для Меня из созданий. Проси Меня посредством его (посредством достоинства Мухâммада, да благословит его Аллагь и приветствует). Я простил тебя, и если бы не Мухâммад, Я бы тебя, [о Āдам], не создал».

Хâким, рассказавший этот хадис, отмечает, что он достоверный. Хâким (род. в 321 г. по Хиджре) – великий хадисовед своего времени, доверенное лицо в хадисе, так его называют ученые.

В этом хадисе пророк Āдам, мир ему, просит Аллâћа посредством пророка Мухāммада, да благословит его Аллагь и приветствует, ибо признает его достоинство перед Всевышним. И Аллâћ  в хадисе говорит Āдаму, мир ему, чтобы он просил посредством (ради достоинства) пророка Мухāммада, да благословит его Аллагь и приветствует.

Пророк, да благословит его Аллагь и приветствует, просит посредством себя и других пророков, мир им.

Когда скончалась Фатима бинт Асад, да будет доволен ей Аллагь, сподвижники, да будет доволен ими Аллагь, выкопали ей могилу, и когда они дошли до лахду (ниши), Пророк, да благословит его Аллагь и приветствует, выкопал эту нишу сам и выбросил землю своими руками. Потом он, да благословит его Аллагь и приветствует, лег в эту нишу и сказал:

«О Аллâћ, Оживляющий и Умерщвляющий, Живой и не умирающий, прости грехи моей маме Фатиме бинт Асад (она заменила Пророку, да благословит его Аллагь и приветствует, мать, была ему как мать), и научи ее правильному ответу (ангелам в могиле), и расширь ей ее могилу ради достоинства Твоего Пророка (наш Пророк, да благословит его Аллагь и приветствует, имеет в виду себя) и достоинства пророков, которые были до меня! Воистину, Ты милосерднее всех».

Из этого хадиса явствует, что Пророк, да благословит его Аллагь и приветствует, просил посредством себя самого и посредством других пророков, живших до него. Этот хадис Пророка, да благословит его Аллагь и приветствует, также свидетельствует о том, что просить посредством других пророков, имр им, даже если они не живут в этом мире, дозволено. А если дозволено просить через других пророков (мир им) после их смерти, то посредством нашего Пророка, да благословит его Аллагь и приветствует, тем более дозволено.

Как Пророк, даблагословит его Аллагь и приветствует, обучал своих своих сподвижников, мир им, тавассулю.

Передается от ‘Усмана бин Хунайфада будет доволен им Аллагь, что к Пророку, да благословит его Аллагь и приветствует, пришел слепой человек и, жалуясь на свою слепоту, сказал: «У меня нет никого, чтобы вести меня по моим нуждам, поэтому я испытываю трудности». В ответ Пророк, да благословит его Аллагь и приветствует, сказал ему: «Пойди в комнату для омовения, соверши омовение, затем двухракаатный намаз и скажи:

 «О Аллâћ, я прошу Тебя и обращаюсь к Тебе посредством Твоего пророка Мухāммада, да благословит его Аллагь и приветствует, Пророка милости. О Мухāммад, я обращаюсь через твое посредничество к твоему Господу (Аллâћу), чтобы Он (Аллâћ) дал мне зрение. О Аллâћ, сделай его (Пророка, да благословит его Аллагь и приветствует) моим заступником и прими мое заступничество за меня самого».

Рассказавший этот хадис ‘Усман бин Хунайф, да будет доволен им Аллагь, говорит: «Клянусь Аллâћом, мы не успели разойтись и разговор наш [не очень] продлился, как зашел тот слепой, будто он и не был слепым (т.е. он зашел зрячим)». В этом хадисе говорится о посредничестве Пророка, да благословит его Аллагь и приветствует, взывании к Пророку, да благословит его Аллагь и приветствует, помимо Аллâћа, в его, да благословит его Аллагь и приветствует, отсутствие при жизни его, да благословит его Аллагь и приветствует, (слова «зашел тот слепой» свидетельствуют о том, что Пророк, да благословит его Аллагь и приветствует, не присутствовал, когда слепой просил посредством него).

Сподвижники просят посредством Пророка, да благословит его Аллагь и приветствует.

Абу Ҳурāйра, да будет доволен им Аллагь, рассказывает, что он сказал Пророку, да благословит его Аллагь и приветствует:

«О Посланник Аллâћа, я слышу от тебя много изречений, которые я забываю, [а я не хочу их забывать]».

Пророк, да благословит его Аллагь и приветствует, сказал: «Расстели свой халат». Абу Ҳурāйра расстелил халат. Потом Пророк, да благословит его Аллагь и приветствует, взял руками воздух и взмахнул ими так, будто бросает этот воздух в халат. Затем Пророк, да благословит его Аллагь и приветствует, сказал: «Собери его (халат)». Абу Ҳурāйра, да будет доволен им Аллагь, собрал, и после этого он не забывал ничего.

Возникает вопрос: разве не мог Абу Ҳурāйра, да будет доволен им Аллагь, попросить напрямую Аллâћа, не обращаясь к Пророку, да благословит его Аллагь и приветствует?

Уважаемые единоверцы, хадисов о том, как сподвижники просили о помощи Пророка, да благословит его Аллагь и приветствует, при его жизни, о том, как сподвижники обращались к Пророку, да благословит его Аллагь и приветствует, со словами «О Посланник Аллâћа…» или «О Мухāммад…», предостаточно. А для доказательства дозволенности посредничества хватит и одного достоверного хадиса.

Непонятно, почему тогда мы не имеем права просить Пророка, да благословит его Аллагь и приветствует, о том, чем его наделил Создатель ?!

Тем же, кто ищет истинный путь, достаточно и достоверного слова такого ученого, как любой из четырех имамов мазхабов или их великих последователей. А такие люди, как мы, не обладающие достаточными знаниями даже в основах религии, обязаны следовать за вышеупомянутыми учеными, ибо Всевышний в Коране говорит смысл:

«Вы спрашивайте знающих людей, если сами вы не знаете»[«Ан-намл», аят 43].

В хадисе Пророка, да благословит его Аллагь и приветствует, также сказано:

«Воистину, кто подчиняется мне, тот считается подчинившимся Аллâћу, а кто ослушался меня, тот считается ослушавшимся Аллâћа. Также кто подчиняется моему наместнику, тот считается подчинившимся мне, а кто ослушался моего наместника, тот считается ослушавшимся меня»[Бухари №2956 и Муслим №1835].

Ибну Касир, толкуя этот хадис, говорит, что это повеление Пророка, да благословит его Аллагь и приветствует, о подчинении ученым.

Посредничество других хороших людей, помимо пророков, мир им.

Что касается доказательства дозволенности посредничества других рабов Аллâћа, помимо пророков, то в Коране рассказывается о случае с пророком Сулайманом, мир ему. Он сказал, обращаясь к своим подданным:

Смысл:«О люди! Кто из вас принесет мне ее (царицы Билкис) трон до того, как они предстанут предо мною покорными?» Силач из числа джиннов сказал: «Я принесу тебе его прежде, чем ты встанешь со своего места». А тот, который обладал сокровенными знаниями из Писания (это был Асиф ибн Бархия, один из подданных Сулаймана, мир ему, праведник из числа людей), сказал: «Я принесу его тебе в мгновение ока». Не успел Сулайман, мир ему, оглянуться, как тяжелейший трон царицы Билкис, который находился на расстоянии нескольких тысяч километров, оказался рядом. (Сура «Ан-Намл», аяты 38-40)

Сулайман, мир ему, просит своих подданных (в числе которых и люди, и джинны) совершить чудо, принеся большой трон царицы, находящийся очень далеко. Пророк Сулайман, мир ему, мог попросить об этом Аллâћа, и Всевышний, несомненно, принял бы его просьбу, но он обратился с этой просьбой к другим, к своим подданным.

Тавассуль посредством Аббаса, да будет доволен им Всевышний.

Во времена правления ‘Умара бин Хаттаба, да будет доволен им Аллагь, разразилась засуха, и ‘Умар, да будет доволен им Аллагь, обратился к Всевышнему посредством ‘Аббаса ибн ‘Абдул-Муталиба, да будет доволен им Аллагь, с просьбой о дожде, произнеся такие слова:

«О Аллâћ, это дядя Пророка , да благословит его Аллагь и приветствует — ‘Аббас, да будет доволен им Аллагь. Мы обращаемся к тебе посредством него (‘Аббаса), чтобы Ты ниспослал нам дождь».

Аллâћ принял его посредничество и вскоре ниспослал им дождь. Потом ‘Умар, да будет доволен им Аллагь, обратился к людям и сказал:

«О люди, воистину, Пророк, да благословит его Аллагь и приветствует, уважал и возвеличивал ‘Аббаса, как сын возвеличивает отца, поэтому вы следуйте примеру Пророка, да благословит его Аллагь и приветствует, в отношении его дяди ‘Аббаса и сделайте его посредником, если наступит беда».

Хотя ‘Умар, да будет доволен им Аллагь, является более высокочтимым, чем ‘Аббас, да будет доволен им Аллагь, он молил Аллâћа через посредничество ‘Аббаса, да будет доволен им Аллагь.

Это, во- первых, говорит о том, что просить можно и через посредничество тех, кто не является пророком;

во-вторых, можно просить даже через посредничество тех, кто ниже просящего по достоинству.

Кроме того, ‘Умар, да будет доволен им Аллагь, советует сподвижникам просить Аллâћа через посредничество Аббаса, да будет доволен им Аллагь. Хотя данный хадис рассказывает о поступках ‘Умара, да будет доволен им Аллагь, и других сподвижников, да будет доволен ими Аллагь, он является доказательством дозволенности тавассуля по двум основательным причинам.

Во-первых, в хадисе говорится, что Пророк, да благословит его Аллагь и приветствует, сказал:

«Аллâћ поместил истину на языке ‘Умара и в его сердце»[Хаким 4557]. 

В другом хадисе Пророка, да благословит его Аллагь и приветствует, сказано:

«Следуйте за теми, кто будет после меня, – за Абу Бакром и ‘Умаром…»[Хаким 4507 и 4508].

Пророк, да благословит его Аллагь и приветствует, говорит, что, последовав за ‘Умаром, да будет доволен им Аллагь, мы будем на истинном пути.

Во-вторых, когда ‘Умар, да будет доволен им Аллагь, просил через посредничество Аббаса, да будет доволен им Аллагь,, присутствовали сподвижники, да будет доволен ими Аллагь,, тем самым действие ‘Умара, да будет доволен им Аллагь, было поддержано единогласным решением всех сподвижников.

Об этом говорит и автор книги «Тухфату-л-Ахвази», толкующий хадисы ат-Тирмизи:

«Не секрет, что дозволенность посредничества Аббаса, да будет доволен им Аллагь, при его жизни и посредничества других после смерти доказана единогласным мнением сподвижников Пророка, да благословит его Аллагь и приветствует».

Таким образом, кто считает, что обращаться к Всевышнему через посредничество хороших людей не дозволено, пусть знает, что он противоречит хадисам Пророка, да благословит его Аллагь и приветствует, и единогласному мнению сподвижников, да будет доволен ими Аллагь.

 

Обращение к Аллâћу посредством наших деяний

Пророк, да благословит его Аллагь и приветствует, сказал:

«Однажды вышли [в путь по своим нуждам] трое. По пути они попали под дождь и, чтобы укрыться от дождя, вошли в пещеру. Когда они вошли, скала обрушилась и закрыла им выход из пещеры. Тогда они сказали друг другу: «Попросите Аллâћа посредством самого достойного деяния, которое вы совершили».

Первый сказал: «У меня были старые родители. Я пас [овец], и когда приходил домой [с пастбища], приносил молоко своим родителям. Только тогда, когда родители выпьют молоко, я давал его своим детям и жене. Однажды я задержался до ночи. Когда я вернулся домой, то обнаружил, что родители спят. Я не хотел их будить [и стоял возле них с молоком], а моя [голодная] маленькая дочь плакала у моих ног. Так я простоял до утра [и не дал своей дочери молока, пока не выпили родители]. О Аллâћ, если я сделал это ради Тебя, а Ты Сведущий об этом, то освободи нас от этой беды, убрав эту преграду так, чтобы мы увидели небо». [Аллâћ принял его мольбу], и часть преграды рассыпалась.

Другой сказал: «О Аллâћ, Ты знаешь, что я любил женщину из своего рода так сильно, как может любить мужчина женщину. Она мне сказала: “Ты не получишь меня, пока не дашь мне сто динаров”. Я стал зарабатывать и собрал эту сумму. [Когда я дал ей эти деньги] и сел перед ней, [чтобы совершить прелюбодеяние], она сказала: “Побойся Аллâћа и не взламывай печати, кроме как по праву (т.е. не совершай этот поступок без соответствующего бракосочетания)”. [После этих ее слов] я встал и ушел, не сделав ничего. Если я сделал это (воздержался от греха) ради Тебя, а Ты Сведущий об этом, то освободи нас от этой беды (преграды)». [Аллâћ принял его мольбу] и убрал две трети преграды (часть пре- грады, но не полностью).

Последний сказал: «О Аллâћ, я нанял работника за три саха зерна. Когда я предложил ему его награду, он отказался принять ее. Потом я посеял эти зерна и на вырученные за продажу зерна деньги купил коров и раба-чабана. Через определенное время пришел тот рабочий и попросил отдать ему его плату, [от которой он отказался]. Я ему сказал: “Возь- ми этих коров и чабана, они твои”. Рабочий, [не поверив], сказал: “Ты что, издеваешься надо мной?” Я ответил: “Нет, они все твои”. [И он ушел, забрав всех коров и чабана]. О Аллâћ, если я сделал это ради Тебя, а Ты Сведущий об этом, то освободи нас от этой беды (преграды)”. Тогда преграда рассыпалась полностью, [и они вышли из пещеры]»[Достоверный хадис Бухари 2102, Муслим 2743].

Данный хадис доказывает, что дозволено просить посредством своих хороших деяний. Прошение посредством хороших деяний дозволено по единогласному решению всех ученых мира, и нет, наверное, ученых, которые бы запрещали это. Ибн Хаджар аль-Ҳайтами в книге «Хашияту-ль-изах» говорит: «Если можно просить посредством деяний, то просить посредством тех, кто их совершает, тем более дозволено. Ибо деяния – продукт того, кто их совершил».

Известный ученый, потомок Пророка, да благословит его Аллагь и приветствует, ‘Алави в книге «Мафаҳим яджиб ан тусаххах» разъяснил это так: «Тавассуль через человека по сути основывается на тавассуле своими поступками, т.е. на том методе тавассуля, в котором нет сомнений среди ученых».

Теперь постараемся разъяснить, каким образом совершающий тавассуль посредством других людей является совершающим тавассуль своими действиями. Тот, кто совершает тавассуль через других людей, делает это только из-за любви к тому, через кого он обращается, и убежденности в его праведности и близости к Всевышнему. Также совершающий тавассуль убежден, что этот человек любит Всевышнего Аллâћа и Всевышний Аллâћ любит его. Если мы уделим должное внимание этому вопросу, то обнаружим, что эти любовь и убежденность являются деяниями совершающего тавассуль. Его обращение через праведника по сути означает: «О Господь, я люблю этого человека и убежден, что он любит Тебя. Он преуспел на Твоем пути. Я убежден, что Ты его любишь и Ты доволен им. Я обращаюсь к Тебе, о Аллâћ, посредством моей любви к этому человеку и моей убежденности в его праведности пред Тобой, чтобы Ты помог мне в этом деле». Таким образом, между тем, кто говорит: «О Аллâћ, я обращаюсь к Тебе посредством Твоего Пророка, да благословит его Аллагь и приветствует», и тем, кто говорит: «О Аллâћ, я обращаюсь к Тебе посредством моей любви к Твоему Пророку, да благословит его Аллагь и приветствует», нет разницы. Так как первый обратился только из-за своей любви к Посланнику, да благословит его Аллагь и приветствует, и веры в него, и если бы не эта любовь и не эта вера, он бы так не сделал. То же самое относительно обращения к Аллâћу  посредством праведных людей (авлия) нашей уммы (общины). Из этого становится ясно, что разногласий в этом вопросе нет, есть только поверхностные споры и невежество.

Время намаза
Утренний
06:55
Восход солнца
08:35
Обеденный
12:40
Предзакатный
14:06
Вечерний
16:15
Ночной
17:45
Аят
Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَأَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي

[Смысл]: «И совершай молитву, дабы поминать в ней Меня!». (сура Таха:14)

Хадис
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ادْعُوا اللَّهَ وَأنْتُمْ موقون بالإِجابَةِ، وَاعْلَمُوا أنَّ اللَّه تَعالى لا يَسْتَجِيبُ دُعاءَ مِنْ قلبٍ غافلٍ لاهٍ

«Взывайте к Аллаху, будучи уверенными в получении ответа, и знайте, что Аллах Всевышний не отвечает на мольбу, которая исходит от небрежного и невнимательного сердца». (Тирмизи)

Мудрости
Имам Абу Хамид Мухаммад аль-ГазалиАт-Туси в книге «Ихьяъ ‘улум ад-дин» пишет следующее: «Ничто не отвлекает сердце от намаза, кроме приходящих мыслей, отнимающих внимание сердца от нее. Целительным средством для приведения сердца в состояние хузура является отклонение тех мыслей. И ничто не отклоняется иначе, как путем сведения на нет его причины. Так разузнай же вначале причину, порождающую эти мысли».
Яндекс.Метрика