Пятничная хутба: Как мольба отводит беду и исполняет желания. Рамадан 1434 — имам Тулы Асуев Муса-хаджи (12.07.2013)

Вот и наступил священный месяц Рамадан, да примет Аллах ваши посты и молитвы дорогие братья и сестры. В этом месяце одним из богоугодных дел является мольба или ду’а. Просите Всевышнего больше в этом месяце: за себя, родных и близких, соседей и знакомых, за джамаат и умму, за притесненных мусульман и пусть Аллах ответит на Ваши мольбы.

Делайте ду'а и пусть Аллах примет ваши мольбы.

Делайте ду’а и пусть Аллах примет ваши мольбы.

Как мольба отводит беду и исполняет желания

От мольбы (дуа) есть большая польза в отведении бед и исполнении хороших желаний. Всевышний в Коране говорит (смысл):

«Просите Меня, делайте дуа».

Об этом есть и хадисы Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), а также и рассказы алимов. О причине ниспослания аята говорится по-разному. Ибну Аббас (да будет доволен им Аллах) сообщает: «Мединские иудеи сказали Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) «Разве не ты говоришь, что между нами и небесами расстояние в пятьсот лет пути и между каждым небом — тоже? Если это так, как же нашу молитву (дуа) слышит Аллах.

Другой алим рассказывает: «Один из сподвижников, да будет доволен им Аллах, спросил Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) «Разве Аллах близок к нам, чтобы слышать то, что мы просим шёпотом, или далеко, чтобы мы громко просили?»

У Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) также часто спрашивали: «В какое время надо просить у Аллаха?»

В ответ на все эти вопросы и был ниспослан приведённый аят.

Всевышний постепенно обязал умму соблюдать Шариат, и это облегчало принятие Ислама. Например, если бы Аллах в один день вменил в обязанность все столпы Имана — Ислама, то для многих приход в Ислам стал бы затруднительным. Откуда бы узнали о Шариате мекканцы, которые заполонили Каабу идолами, также как и другие, если бы Всевышний не послал Коран Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) и если бы Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) не рассказал об этом народам и племенам? Аллах ниспослал аяты Корана как ответы на вопросы иудеев, христиан и других.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Мольба в состоянии предотвратить то, что уже вот-вот должно произойти»

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Мольба в состоянии предотвратить то, что уже вот-вот должно произойти»

А также для того, чтобы разоблачить ложь, коварство, измену, предательство многобожников и других неверных по отношению к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям), поясняя халал и харам (дозволенное и запретное), обучая людей подобно тому, как заботливо родители обучают своих детей. Добру и злу — всему учились люди постепенно, по мере надобности — так и были ниспосланы аяты Корана.

Поэтому нельзя обвинять сподвижников в невежестве за их вопросы об Аллахе, о том, например, «близко Он или далеко».

Смысл аята: «Если обо Мне спросят Мои рабы, (Пророк (салляллаху аляйхи васаллям)), то скажи им: Я очень близок к ним Своим Знанием, Могуществом, между Мною и их молитвой нет завес. Я отвечаю тем, кто Меня просит. И пусть они ответят на Мой призыв тем, что встанут на путь веры, последуют Моим повелениям и подчинятся Мне, ответят своим хорошим поведением, также как Я им отвечаю. Скажи им, чтобы они были истинно верующими и не отступали от этого пути, твёрдо стояли на нём. Чтобы этим вас направить к лучшему из мира сего и веры».

То есть те, кто откликается на призыв Всевышнего и искренне верит в Него, будут проведены по пути истинной веры и благополучия этого мира.

Тот, кто не умоляет Всевышнего отвести беду, несчастье, согласно Шариату порицается , поскольку получается, будто этот человек ни в чём не нуждается, в том числе не нуждается он и в помощи Аллаха. Таким слабым людям, как мы, и тем, кто находится в начале сулука, необходимы причины. Тем, кто находится на среднем уровне сулука, дороже (ценнее) уповать на Всевышнего.

А для совершенных людей связывание с причинами и упование на Бога — одно и тоже. Когда по приказу Намруда, пророка Ибрахима (аляйхи-с-салям) бросили в костёр, к нему явился архангел Джибрил (аляйхи-с-салям) и спросил: «Что тебе необходимо?» — Ибрахим (аляйхи-с-салям) ответил: «От тебя ничего не нужно!». «Тогда проси Аллаха», — посоветовал Джибрил (аляйхи-с-салям). И на это пророк Ибрахим (аляйхи-с-салям) сказал: «Мне достаточно, что Аллах знает и без моей мольбы!».

Таких решительных, терпеливых людей называют «Ахлул — хакикат». Им не нужно посредничество. Таким же, как мы, слабым людям — нужно просить Всевышнего, и посредничество нам необходимо.

Мудрость того, что нет ответа на дуа (мольба)

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Верующий всегда ждет от Всевышнего только блага — молит Его о помощи в беде (в трудную минуту) и благодарит Его в радости (в моменты радости)»

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Верующий всегда ждет от Всевышнего только блага — молит Его о помощи в беде (в трудную минуту) и благодарит Его в радости (в моменты радости)»

«Поскольку вы просите, Я отвечу»,

— говорит Всевышний, поэтому Он не оставляет без ответа нашу молитву. Но бывают разные причины, почему Господь тотчас не отвечает и не сразу выполняет просьбу Своего раба об отведении беды или осуществлении желания.

Есть разница между ответом Аллаха на просьбу раба и исполнением этой просьбы. Когда верующий раб произносит: «Я Рабби!» — «О мой Господь!», то Господь отвечает: «Лаббайка» — «Вот Я, Мой раб! Каково твое желание?» Это и есть ответ. Так Всевышний всегда отвечает Своему рабу. Цель же раба — получить то, что он просит. Разве нет разницы между простым ответом и исполнением желаний?

Аллах по-разному исполняет желания Своего раба: Он может сразу дать рабу то, что тот просит, или дать по прошествии времени, или отложить, чтобы дать в Ахирате, а может вообще — не дать, если в этом нет маслахата.

Всевышний не любит, чтобы Его раб говорил: «Я просил, мне не ответили». У такого человека и дуа не принимается, ибо тот, кто делает дуа, должен быть убеждён, что его мольба будет принята.

И ещё Всевышний не принимает дуа, если мольба не соответствует Шариату, приводит к греху или к разрыву родственных уз.

Одним из условий, чтобы Аллах ответил на дуа раба, является, как сказано в приведенном аяте, чтобы раб был среди тех, кто ответил на призыв Аллаха, то есть — встал на путь Ислама, выполняя веленное Аллахом и отвергая запрещённое Господом, совершая добро. Одним из важнейших условий ответа на молитву является то, чтобы организм раба был чистым, вследствие употребления в пишу только дозволенного (халал). Если человек вырос, употребляя запретное (харам), если и сейчас пища и питьё у него — харам, то у такого человека молитва не принимается.

Говорится, что дуа — это ключ, открывающий небеса, а зубцами этого ключа является кусок дозволенной еды.

Употребляйте в пищу только халяль, и пусть Ваши мольбы будут услышаны!

Употребляйте в пищу только халяль, и пусть Ваши мольбы будут услышаны!

В городе Куфа жила группа людей, чьи молитвы принимались Господом. Каждый, кто становился главой города, после их молитвы умирал. Когда главой Куфы стал Хажаж, он решил обмануть названных людей. Хажаж пригласил их на обед. Гости пришли и поели то, что было предложено. Тогда Хажаж сказал, что теперь свободен от их дуа, ибо в их утробу по-пала недозволенная пища.

Просящий должен очиститься от нехороших, осуждаемых черт характера, быть благочестивым. И сердце своё он должен направить к Всевышнему, освободив его от различных мыслей.

Если хоть одно из этих и некоторых других условий (о которых я не стал упоминать здесь, чтобы не удлинять речь) не будет соблюдено — то мольба не принимается Всевышними, как не принимается намаз, если в нём не соблюдено хотя бы одно условие. И всё же, что же делать человеку? Чем вовсе не совершать мольбы, ссылаясь на невозможность соблюсти все условия — всё же, лучше, совершать мольбы, ибо Всевышний Своей милостью может простить недостатки Своего раба.

Есть ещё мудрость в том, почему Аллах откладывает ответ на мольбы Своего раба. Когда любимый Господом раб что-то у Него просит, то Всевышний говорит архангелу Джибрилу (аляйхи-с-салям): «Отложи выполнение просьбы этого раба, пусть он ещё просит — Я хочу слышать его голос». И когда к Аллаху обращается ненавистный Ему раб, Всевышний тоже говорит ангелу: «О Джибрил! Скорей выполни просьбу этого раба — чтобы Я не слышал его голоса».

Рассказывают, что в Багдаде в засушливый год халиф поднял правоверных, чтобы они попросили у Аллаха о дожде. Дождь не пошёл, их мольба осталась без ответа. Потом халиф поднял неверных -и после их просьбы дождь пошёл. Халиф удивился и спросил учёных Ислама: что это за чудо? Они не смогли объяснить. Позже пришёл Сахло, сын Абдуллаха (одиного из больших авлия-святых). Он сказал: «О, правитель правоверных! Мы мусульмане, которых Всевышний направил на путь Ислама и которые любимы Им. Он любит нашу мольбу, голоса, просящие Его, поэтому Он отложил исполнение мольбы мусульман. А неверные Ему ненавистны, они отдалены от Его милости, и Ему ненавистны их мольбы. Он не желает их слышать, поэтому Он, скорее избавляясь от них, выполнил их просьбу».

Ценность мольбы, а также лучшие места и лучшее время для нее

Есть места [и обстоятельства], где возрастает вероятность принятия мольбы: место, откуда видна Кааба, мечети Аль-Харам , Ан-Набавийя , Аль-Акса; при чтении суры «Аль-Ан‘ам», где рядом встречаются два имени всевышнего «الله »; при обходе вокруг Каабы, в Мультазаме, внутри Каабы, рядом с источником Зам-зам и во время питья его воды; во время хождения между холмами Сафа и Марва; позади макама Ибрахима, под желобом  Каабы; на горе Арафат, в долине Муздалифа и Мина, во время бросания камешков; около могил пророков, святых, хороших людей.

‘Умар, совершая обход вокруг Каабы, со слезами на глазах молил Бога: «О Господи! Если относительно меня записано (в Хранимой Скрижали) какое-то несчастье, беда или грех, то бесследно удали это! Ведь Ты «бесследно стираешь то, что пожелаешь, и укрепляешь. И у Тебя — Основа Книги». Преврати это в счастье, благополучие и прощение»

‘Умар, совершая обход вокруг Каабы, со слезами на глазах молил Бога: «О Господи! Если относительно меня записано (в Хранимой Скрижали) какое-то несчастье, беда или грех, то бесследно удали это! Ведь Ты «бесследно стираешь то, что пожелаешь, и укрепляешь. И у Тебя — Основа Книги». Преврати это в счастье, благополучие и прощение»

Есть также определенные промежутки времени, когда лучше всего произносить мольбу: это день пятницы и ночь накануне, время между азаном   и икамой , время, когда имам поднялся для чтения хутбы , после обязательных намазов, предрассветное время, после ратибата  перед рассветным намазом и после него, дни и ночи обоих праздников, первый и последний день года, ночь  вознесения (Ми’радж), ночь  Бараат , когда идет дождь, время разговения, время земного поклона в намазе, между полуденным и предзакатным намазами в среду и т.д.

Есть много хадисов Пророка (мир ему и благословение) о ценности и пользе мольбы.

Приведем некоторые из них.

«Для Всевышнего Аллаха нет ничего дороже мольбы».

«Мольба – это «мозг» (суть) богослужения».

«Кому Всевышний Аллах открыл врата мольбы, тому открываются и врата милости. (То есть кто открыл врата мольбы, тот открыл врата милосердия). Всевышний Аллах любит, чтобы у Него просили здоровья и защиты от бед. Мольба является средством отведения  настигших и грядущих бед».

«Предопределение Всевышнего Аллаха не отвести ничем, кроме мольбы. И жизнь не продлить, кроме как благодетельностью». То есть благодетельность и мольба становятся причиной отведения беды или продления жизни, поскольку таким было и предопределение.

«Аллах гневается на того, кто не просит Его». То есть [он] больше  любит, когда Его просят.

Условия принятия мольбы

Когда Ибрахим, сын Адхама, проходил по торговой улице в Басре, группа мусульман окружила его. Они спросили: «О Абу Исхак! Мы просим Всевышнего Аллаха, но он не отвечает». Они хотели узнать у него, почему не отвечают на их мольбы. Он ответил им следующим образом:

«Есть десять обстоятельств, из-за  которых ваши сердца очерствели:

Во-первых, Аллаха вы знаете, но не исполняете Его веления.

Во-вторых, вы говорите, что любите Пророка (мир ему и благословение), но оставили его  Сунну.

В-третьих, вы читаете Коран, но не следуете ему.

В-четвертых, вы потребляете блага Всевышнего Аллаха, но не благодарите Его.

В-пятых, вы говорите, что шайтан ваш враг, но ведете себя так, как хочет он.

В-шестых, вы говорите, что существование рая – истина, то есть верите в это, но не совершаете деяния, которыми заслуживают его.

В-седьмых, вы говорите, что существование ада – истина, но не совершаете деяния, оберегающие от него.

В-восьмых, вы утверждаете, что смерть – это истина, но не готовитесь к ней.

В-девятых, вы с самого утра увлекаетесь поиском недостатков других, а на свои не обращаете внимания, то есть не видите их, не придаете им значения.

В-десятых, вы хороните своих умерших, но не задумываетесь об этом».

В этих десяти наставлениях ничего не упущено.

Действительно, мы часто видим, как вечером хоронят друга, товарища, брата, сына, который днем сидел рядом с нами, и, похоронив его, со спокойным сердцем возвращаемся домой.

Да поможет нам Аллах читать мольбы в указанные благословенные периоды и в упомянутых благословенных местах.

Время Намаза
Аят
«О те, которые уверовали! Предписал Аллах и вам пост, подобно тому, как велел его соблюдать и тем народам, которые жили до вас. Соблюдая его, вы станете богобоязненными» (сура «Аль-Бакара», аят 183).

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ

Хадис
В хадисе, переданном от Абу Хурайры, говорится:

عن أبي هريرة أن رسول الله صلى الله عليه وسلم كان يقول: الصلوات الخمس، والجمعة إلى الجمعة، ورمضان إلى رمضان، مكفرات ما بينهن إذا اجتنب الكبائر (صحيح مسلم رقم الحديث 233 ج1ص209)

«Поистине Посланник Господа ﷺ изрёк:

"Пятикратная молитва, пятничный намаз до следующего пятничного, пост в месяц Рамазан и до Рамазана смывают грехи, которые совершены между ними, если будут остерегаться от больших грехов"» (См. «Сахих Муслим», том 1, стр. 209 /№233).

Мудрости
Мухаммад-афанди из Батлуха Пример мирских благ — это пример тени: когда мы убегаем, она бежит за нами, а если хватаемся за нее — она убегает.
Яндекс.Метрика