Пятничная хутба: Этика почитания Всевышнего Аллаха — имам Тулы Муса-хаджи.(01.03.2013)

Всевышний Аллах – наш Господь и Повелитель, Он неотрывно связан с нами, живы мы или мертвы, в пути мы или дома, Он всегда видит нас и ведает обо всем, что у нас на душе, что мы говорим, что мы делаем, Он создал нас и обеспечивает нас необходимыми жизненными благами.

Мечеть Тулы. Пятничная хутба.

Мечеть Тулы. Пятничная хутба.

 

Этика почитания Всевышнего Аллаха, которой должны придерживаться все люди.

1. Первым обязательным условием почитания Всевышнего Аллаха является Его признание с убежденностью, исходящей от всего сердца. Вера в Аллаха – это убеждение, что Он существует, и нет у Него начала и конца, Он вечен и не подвержен изменениям, Он не нуждается ни в чем и ни в ком, а все Его создания нуждаются в Нем, Он Един, и не похож ни на кого и ни на что. Мусульманин должен искренне верить во все атрибуты (сыфаты) Аллаха. Говорить, тем более думать, что Аллах находится на ‘Арше физически, что Он имеет части тела, например, руки, лицо и т. п., или представлять Его в каком бы то ни было виде или форме, как это делают приверженцы ваххабизма, – большое заблуждение. Да упасет Аллах нас от такого заблуждения! Как Его священная сущность, так и все Его атрибуты не имеют начала, и нет им подобия. В хадисах упоминаются 99 прекраснейших имен Всевышнего Аллаха.

99 имен Аллаха Всемогущего

99 имен Аллаха Всемогущего

Человеку Он дал право отказаться от плохого и совершить хорошее, и дал ему разум, способный отличить добро от зла и выбрать добро. Он также установил вознаграждение за совершение благих деяний и мучительное наказание за совершение дурных.

Хоть и создал Аллах хорошее и плохое, Он недоволен теми, кто поступает дурно.

2. Этика почитания Всевышнего Аллаха включает сознательный поиск наличия, существования Всевышнего Аллаха – более того, человек обязан стараться познать существование Аллаха, размышляя над окружающим нас миром, природой, Вселенной.

Этикой почитания Всевышнего Аллаха считается размышление над теми созданиями Аллаха, которые окружают нас. В хадисе, переданном Абу Нуаймом и ат-Табарани, говорится: «Вы размышляйте над созданиями Аллаха, но не размышляйте о самом Аллахе, вы не сможете постичь Его Величия».

3. Этика почитания Всевышнего Аллаха включает поклонение, служение Аллаху, преклонение Его величию, подчинение Его воле.

В Коране говорится:

Смысл: «Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Коран, 51:56).

Созданный Аллахом, обеспечиваемый Им всеми благами, нуждающийся в Нем, находящийся под Его властью человек обязан поклоняться, служить Аллаху, хочет он того или не хочет. Человек, который по гордости своей не поклоняется Аллаху, будь он даже могущественный царь, – это самый низкий раб Аллаха. Человек, горделиво отказывающийся от поклонения Аллаху, неизбежно попадает под унизительное поклонение природе, страстям своим или другого человека или своей супруги или денег или характера или своего эго (нафса) или желудка или шайтана. О таких людях Всевышний Аллах говорит:

Смысл: «Те, кто гордятся и не поклоняются Мне, вскоре униженными войдут в Ад» (Коран, 40:60).

4. К этике почитания Всевышнего Аллаха также относится признательность и благодарность за те блага, которые Он нам дает – а Аллах нам дает несметные блага, их не счесть! Священный Коран нам говорит, что если мы будем признательны Аллаху, возблагодарим Его за Его милость, Он еще больше добавит нам из Своих несметных благ. А тот, кто неблагодарен Аллаху получит суровое наказание. Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:

Смысл: «Если вы будете выражать благодарность (шукру), то Я непременно преувеличу вам блага, если же будете неблагодарны, то ведь Мое наказание очень сурово» (Коран, 14:7).

5. Если мы даже самую меньшую из милостей Аллаха посчитаем незначительной, то это будет непочитанием Аллаха. Ибо мы должны думать не о том, что мы получили, а о Том, Кто нам это дал.

6. Непочитанием Всевышнего Аллаха считается смотреть даже на самый незначительный свой грех как на несущественное, мелкое, ибо полагается думать не о том, насколько грех велик или мал, а о Том, Кого мы ослушались, Чье повеление мы не исполнили при совершении этого греха.

Этика почитания Аллаха очень важна для мусульманина.

Этика почитания Аллаха очень важна для мусульманина.

7. Непочитанием Всевышнего Аллаха также считается проявлять свое недовольство посылаемой Им погодой – жаловаться зимой на холод, летом – на жару, на обильные снегопады или засуху. Но одобряется, совершая намаз, читать молитвы с просьбой о ниспослании дождя – это сунна. Одобряется помянуть добрым словом тепло в зимнее время и прохладу в летнее время.

8. Благоговейно чувствовать стыд перед Всевышним Аллахом считается Его почитанием. Обычно люди стыдятся тех, кто достиг определенных высот, люди стараются спрятать свои недостойные поступки от посторонних глаз.

В хадисе, переданном ат-Тирмизи, говорится, что Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал: «Вы стыдитесь Аллаха по-настоящему». Сподвижники сказали: «О Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), хвала Всевышнему Аллаху, мы и стыдимся Его». Он сказал: «Я имею в виду не тот стыд, о котором вы говорите. Настоящий стыд означает сохранение головы и всего, что в ней (глаза, уши, уста, язык, мысли) от всего недозволенного, сохранение живота и всего, что в нем (т.е. беречь свои половые органы от запретного, от прелюбодеяния, а также живот от недозволенного и сомнительного питания и неумеренности в еде), а также частое поминание смерти и ее последствий (разложении своего тела в могиле). Тот, кто возлюбил вечную жизнь, отказывается от красот бренного мира и останавливает свой выбор не на этом свете, а на том. Такой человек и считается испытывающим настоящий стыд перед Аллахом».

9. Нарушением этики почитания Всевышнего Аллаха считается показное совершение намаза, показные благочестивые деяния, например, совершение намаза при людях должным образом, в других случаях – кое-как. Это есть рияъ (двуличие, совершение деяний напоказ, показное рвение на пути Аллаха). А рияъ, согласно хадису, считается малым ширком (многобожием).

10. Соблюдением этики почитания Всевышнего Аллаха считается говорить инша-Аллагь (если будет на то воля Аллаха) при обещании чего-либо. В Коране по этому поводу говорится:

Смысл: «Ты не говори ни о чем: я завтра сделаю то-то, не прибавив «Если на то воля Аллаха»

11. Нарушением этики почитания Аллаха считается и боязнь бедности, постоянные переживания и причитание, что семья, дети могут остаться без средств к существованию и т. п.                                                                       Жизненные блага необходимо собрать только дозволенным (халяль) путем и без ущерба поклонению Аллаху, то есть обязательным намазам, постами и т.д.

В Коране говорится:

Смысл: «Если кто-нибудь, будучи благочестивым и богобоязненным, исполняет повеление Аллаха и отдаляется от запретного, Аллах дает ему избавления (от всяких горестей) и обеспечивает его пропитанием оттуда, откуда тот вовсе не ожидает» (Коран, 65:2-3).

В священном хадисе говорится: «Ангел Джибриль внушил мне, что ни один человек не умрет, пока он не получит причитающиеся ему жизненные блага полностью, поэтому приобретайте жизненные блага спокойно, красиво и бойтесь Аллаха» (Ибн Аби ад-Дунья).

12. Нарушением этики почитания Аллаха считается упование в любом деле на собственные силы, свой опыт и эрудицию. Необходимо использовать свою силу, опыт и способности, данные каждому Всевышним, но опираться, уповать необходимо только на Всевышнего Аллаха. В Коране говорится:

Смысл: «Для того, кто уповает на Аллаха, Он достаточен как Покровитель» (Коран, 65:3).

13. Непочитанием Аллаха считается и самодовольство своим поклонением, своими хорошими деяниями, восприятие всего этого как своего достоинства и своих заслуг. Никогда нельзя забывать, что все хорошее мы делаем при содействии и помощи Аллаха. Забыв содействие и помощь Аллаха, мы считаем себя великими людьми, а как раз из-за гордости и преувеличения своих заслуг сатана (иблис) впал в заблуждение, да упасет Аллах нас от этого.

Уповайте только на Аллаха!

Уповайте только на Аллаха!

14. Непочитанием Аллаха считается и боязнь перед людьми или надежда на их помощь. Это вредит поклонению Аллаху. Если не будет на то воли Аллаха, ни один человек вам не сможет ни навредить, ни помочь.

В хадисе говорится: «Если вся умма соберется помочь тебе, они не смогут помочь тебе, если это не предписано Аллахом. Таким же образом, если вся умма соберется навредить тебе, они не смогут тебе повредить, если Аллахом не предписано это» (Ат-Тирмизи; достоверный хадис).

15. Непочитанием Аллаха считается недовольство данными Аллахом благами и отсутствие терпеливости и смирения по отношению к бедствиям, отпущенным на нашу долю Всевышним.

В хадисе сказано:

«Большая радость, счастье и райское дерево Туба предназначено тому, кто наставлен на путь Ислама и получил достаточные средства к существованию, которыми он доволен» (Достоверный хадис, переданный ат-Тирмизи со ссылкой на Фузалата). В другом хадисе говорится: «Аллах доволен малыми благими деяниями того, кто довольствуется малым пропитанием» (Дайлами).

16. Непочитанием Всевышнего Аллаха считается преувеличенная оценка окружающего мира, этого света и всего, что есть в нем. Аллах считает этот мир ничтожным, не имеющим значения, и видеть этот мир великим, значимым означает преувеличение достоинства того, что  Аллах считает несущественным, преходящим. Аллах унижает таких людей.

17. Непочитанием Всевышнего Аллаха считаются не только шутки в адрес Всевышнего, но и спокойная реакция на такие реплики. Такому недалекому человеку (а так шутят порой даже мусульмане) необходимо ответить так, чтобы он понял свое заблуждение. (Да упасет Аллах нас от этого!).

18. Непочитанием Всевышнего Аллаха также считается неправильное произношение имени Аллаха, например, как Бога, Всемирного разума, Абсолютной истиной и т. п. Еще лучше произнести его имя «Аллагьу ТагIаля», или «Аллагьу ГIазза ва Джалля», или «Аллагьу СубхIанагьу ва ТагIаля», — то есть с эпитетами.

19. Непочитанием Аллаха считается гордость и самомнение человека, что он велик. Всевышний Аллах в священном хадисе (хадис аль-кудси) говорит: «Гордость и величие – атрибуты, свойственные только Мне, и тот, кто попробует состязаться со Мной в этих свойствах, будет повержен и переломлен Мною пополам» (Хаким; иснад достоверный).

20. Непочитанием Аллаха считается брать с собой Коран, шариатские книги, листы бумаги, газеты, где написаны аяты из Корана, хадисы и имена Аллаха, в баню, туалет  и другие места, где могут быть нечистоты, или же бросать их, куда и где попало.

21. Соблюдением этики почитания Всевышнего Аллаха считается воздание хвалы Всевышнему Аллаху, взывание к Нему Его прекрасными именами и атрибутами перед обращением к Нему с мольбой, просьбой. Просить Аллаха нужно с уверенностью, что Он ответит на вашу молитву. Нельзя думать, что ты просишь Его слишком о многом, ибо перед Всевышним слишком большим не бывает ничего. Но непочитанием Аллаха считается просить у Него то, что противоречит природе вещей или явлений, которые создал Аллах. Например, нельзя просить Аллаха, чтобы Он заставил камень заговорить, хотя Всемогущий Аллах может сделать все, что Он пожелает.

Любите Аллаха!

Любите Аллаха!

22. Соблюдением этики почитания Аллаха считается любовь к Аллаху, любовь к Его слову, к Его пророкам, ангелам и праведникам (авлияъ). Если кто хоть единым словом, хоть мельчайшим действием навредит этим святым, праведным и верным рабам Аллаха, Аллах разгневается на них. В священном хадисе (аль-хадис аль-кудси) говорится: «Кто обижает Моих приближенных праведников и враждует с ними, тому Я объявляю войну».

23. Соблюдением этики почитания Всевышнего Аллаха считается милосердие к людям, ибо они создания Аллаха. В хадисе говорится: «Будьте милосердны к тем, кто на земле, и к вам будут милосердны те, кто на небесах».

24. Соблюдением этики почитания Всевышнего Аллаха считается принесение пользы людям, ведь Он их создал. В хадисе говорится: «Всех людей создал и содержит Всевышний Аллах, и самый любимый для Аллаха из них – тот, кто больше всех полезен для людей» (Табарани, Абу Я‘ла).

25. Соблюдением этики почитания Всевышнего Аллаха считается воспитание в людях любви к Нему – путем разъяснения им милости Аллаха, рассказов о Его величии, о достоинствах и атрибутах, о милости Аллаха ко всем на земле (и только к верующим на том свете).

26. Соблюдением этики почитания Всевышнего Аллаха также считается призыв людей к вере в Аллаха, на путь Аллаха, к Исламу.

В Коране говорится:

Смысл: «Самый красноречивый человек – тот, кто призывает народ к Аллаху» (Коран, 14:33).

27. Соблюдение этики почитания Всевышнего Аллаха означает думать о Нем только хорошее, относиться к Нему с благоговением. В священном хадисе Всевышний Аллах говорит: «Я нахожусь вместе с мнением Моего раба обо Мне» (Муслим).

28. Соблюдением этики почитания Всевышнего Аллаха считается постоянное поминание Аллаха (зикр). Всевышний Аллах говорит в священном хадисе: «Я вместе со Cвоим рабом, пока его уста не перестают шевелиться, поминая Меня» (Байхаки). То есть, пока раб не перестает поминать Всевышнего Аллаха, Его милость и защита сопровождает его повсюду.

29. Соблюдением этики почитания Всевышнего Аллаха считается также признание своей слабости и невозможности поклоняться Аллаху как следует.

30. Соблюдением этики почитания Всевышнего Аллаха является убеждение в том, что воздать Аллаху заслуживающую Его хвалу может только сам Аллах, а мы не в силах восхвалить Его достойным образом. Наш Пророк Мухаммад (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) часто говорил: «Я не в силах восхвалять Тебя так, как восхваляешь Ты сам Себя» (Муслим).

31. Соблюдением этики почитания Всевышнего Аллаха считается постоянная надежда на милость Аллаха – нельзя терять надежду на милость Аллаха.

 

В Священном Коране сказано:

Смысл: «Не теряйте надежду на милость Аллаха, поистине Аллах прощает все грехи» (Коран, 39:53).

Уповай на Аллаха!

Уповай на Аллаха!

 

Какими бы большими ни были наши грехи, нельзя терять надежду на милость Аллаха, надежду, что Аллах простит. Но вместе с тем нельзя совершать грехи, надеясь на милость Аллаха.

32. Почитанием Аллаха является боязнь перед замыслом (макр) Аллаха. В благородном Коране говорится:

 

Смысл: «Только заблудшие люди не остерегаются испытаний (макр) Аллаха!» (Коран, 7:99). То есть, даже когда раб Аллаха ослушивается Его, Всевышний все равно дает ему Свои блага и не наказывает его тот час же.

33. Соблюдением этики почитания Всевышнего Аллаха считается просить Аллаха помощи во всех своих делах. В хадисе говорится: «Проси Аллаха о помощи в исполнении своей нужды. Даже если у кого-то из вас оторвался шнурок обуви, то пусть его тоже просит у Всевышнего Аллаха» (Ат-Тирмизи, достоверный хадис).

34. Соблюдением этики почитания Всевышнего Аллаха считается выполнение намаза-истихара (выбор) в случае неуверенности в совершении или не совершении каких-то дел. Один из мудрецов сказал, что тот, кто совершит истихара, тот не останется без лучшего. Посланник Аллаха обучал своих сподвижников истихаре подобно Корану. О том, как совершается истихара, написано в книгах Шариата.

35. Непочитанием Всевышнего Аллаха считается постоянное повторение рабом греха. После совершения греха сразу же следует раскаяться. Даже если раб за сутки нарушает покаяние семьдесят раз, то в семьдесят первый раз также следует ему раскаяться.

В хадисе говорится: «Раскаявшийся в грехе подобен тому, кто вовсе не совершил грех» (Ибн Маджа).

Коран - послание от Аллаха, Господа миров.

Коран — послание от Аллаха, Господа миров.

 

36. Также соблюдением этики почитания Всевышнего Аллаха считается любовь к Священному Корану, его чтение, его почитание, слушание его чтения с любовью и с воодушевлением, хоть ты слушаешь его в тысячный раз, старание по мере возможности действовать и жить согласно его требованиям, размышление над его чудесным смыслом, брать его в руки с почитанием и стоя, целовать его. Нельзя на Коран ничего класть, надо стараться читать его правильно, научить этому и других, нельзя касаться его и читать без омовения. Коран – это речь Аллаха, Его атрибут (сыфат). Поэтому любовь к Корану – это любовь и к Его атрибуту, а любовь к атрибуту Творца означает любовь к Самому Аллаху.

37. Соблюдением этики почитания Всевышнего Аллаха считается осознание верующим того, что Аллах видит его все время, когда он совершает хорошее и когда он совершает дурное, ведает обо всем.

В Коране говорится:

«Аллах с вами, где бы вы ни были» (Коран, 57:4). То есть Он с нами Своим всезнанием и всемогуществом.

38. Соблюдением этики почитания Аллаха является совершение деяния, которое вызывает довольство Аллаха, но гнев людей. В хадисе сказано: «Ради довольства Аллаха кто бы не совершил что-то вызывающее гнев у народа, Всевышний Аллах будет доволен им, и Он сделает так, чтобы люди также были довольны им. Также в случае, когда ради довольства людей кто бы не совершил что-то вызывающее гнев Аллаха, то Всевышний Аллах будет гневаться на него, и Он сделает так, чтобы люди также гневались на него» (Ибн Хаббан). Люди, следуя традициям и обычаям (на свадьбах, после смерти человека и т. д.), часто, чтобы угодить другим, совершают деяния, вызывающие гнев Всевышнего Аллаха.

39. Соблюдением этики почитания Всевышнего Аллаха считается следование следующему хадису: «Ты поклоняйся Ему, как будто ты видишь Его, ведь если даже ты и не видишь Его, Он, несомненно, видит тебя» (Муслим). Совершение богослужения подобным образом называется ихсаном (искренностью). В духе ихсана человек воспитывается наукой суфизм (См. «Фатх аль-Мубин». С. 4).

40. Соблюдением этики почитания Всевышнего Аллаха также считается поклонение Аллаху и послушание Ему только ради Его довольства, считая своим основным долгом в жизни выполнение Его повелений, а не спасение от Ада или приобретение благ Рая.

41. Самым главным в этике почитания Всевышнего Аллаха считается постоянное сохранение Его в памяти, в сердце. Этому содействуют вступление на путь тариката (суфизм) и все вышеперечисленные пункты почитания Всевышнего Аллаха.

Аллах един!

Аллах един!

Одним словом, выполнение того, что повелевает нам Коран и хадисы, и оставление всего, что они запрещают, и является этикой почитания Всевышнего Аллаха. И наоборот, совершение того, что Коран и хадисы запрещают, и невыполнение того, что они требуют, является не соблюдением этики почитания Всевышнего Аллаха. Да поможет нам всем Аллах в совершенстве соблюдать перед Ним соответствующие этические нормы. Аминь!

Добавить комментарий

Время Намаза
Аят
«О те, которые уверовали! Предписал Аллах и вам пост, подобно тому, как велел его соблюдать и тем народам, которые жили до вас. Соблюдая его, вы станете богобоязненными» (сура «Аль-Бакара», аят 183).

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ

Хадис
В хадисе, переданном от Абу Хурайры, говорится:

عن أبي هريرة أن رسول الله صلى الله عليه وسلم كان يقول: الصلوات الخمس، والجمعة إلى الجمعة، ورمضان إلى رمضان، مكفرات ما بينهن إذا اجتنب الكبائر (صحيح مسلم رقم الحديث 233 ج1ص209)

«Поистине Посланник Господа ﷺ изрёк:

"Пятикратная молитва, пятничный намаз до следующего пятничного, пост в месяц Рамазан и до Рамазана смывают грехи, которые совершены между ними, если будут остерегаться от больших грехов"» (См. «Сахих Муслим», том 1, стр. 209 /№233).

Мудрости
Мухаммад-афанди из Батлуха Пример мирских благ — это пример тени: когда мы убегаем, она бежит за нами, а если хватаемся за нее — она убегает.
Яндекс.Метрика